- История создания фильма Сергея Эйзенштейна "Иван Грозный"
История создания фильма Сергея Эйзенштейна "Иван Грозный"
Фильм "Иван Грозный" - последняя работа советского режиссера Сергея Эйзенштейна - стал одним из самых значительных событий мирового кино. В основе сюжета исторической эпопеи - борьба Ивана Грозного за объединение феодальной Руси в мощное централизованное государство.
Тема "Грозного" была предложена Эйзенштейну в январе 1941 года из Кремля. Сценарий фильма охватывал тридцатилетний период жизни царя, начиная с венчания на царство и женитьбы на Анастасии Захарьиной вплоть до Ливонской войны. Многие события тех лет, столкновения и деяния Ивана IV Эйзенштейн подчинил основному конфликту - борьбе за единовластие против непокорных бояр и против всех, кто препятствует ему в объединении земель и укреплении государства. Фильм возвеличивает царя Ивана как мудрого и справедливого правителя.
Эйзенштейн задумал и начал реализовывать свое произведение как единое целое, но оно попросту не укладывалось в принятую норму длительности одного фильма, и автору пришлось разделить сюжет на три серии. Режиссер успел снять две из них, третья заключительная, осталась в сценарии, подготовительных записях, рисунках и нескольких запечатленных на пленку фрагментах.
Первую часть фильма режиссер начал снимать во время Великой Отечественной войны в 1944 году (по некоторым данным, в 1942 году) в Алма-Ате (Казахстан). Премьера фильма состоялась 20 января 1945 года в кинотеатре "Ударник" (Москва). Картина получила самые хвалебные оценки.
© РИА Новости. Михаил ОзерскийСъемки фильма "Иван Грозный"Первая часть фильма была удостоена Сталинской премии (1946). Она была вручена режиссеру Сергею Эйзенштейну, актерам Николаю Черкасову, Серафиме Бирман, операторам Андрею Москвину и Эдуарду Тиссэ, композитору Сергею Прокофьеву. Фильм также завоевал приз за лучшую операторскую работу Международного кинофестиваля в Локарно (Швейцария, 1946).
Вторая часть "Ивана Грозного" начинается, как продолжение первой с прославления единовластия, и повествует о событиях 1560-1569-х годов: создание опричнины, подавление боярской оппозиции, расправы и казни. Резко контрастируя с первой серией, вторая является, по сути, обличением деспотизма и государственного террора. Царя уже ничто не оправдывает, он предстает как человек, раздираемый страстями, сам становится их жертвой и заливает кровью страну.
Вторая серия подверглась резкой критике со стороны Сталина. Фильм не спасли ни хорошие актерские работы, ни новаторское изобразительное решение – одна из сцен в черно-белой картине была снята в цвете. Выпуск картины был запрещен Постановлением ЦК ВКП(б) от 4 августа 1946 года. Официальная версия гласила: "Режиссер С. Эйзенштейн во второй серии фильма "Иван Грозный" обнаружил невежество в изображении исторических фактов, представив прогрессивное войско опричников Ивана Грозного в виде шайки дегенератов, наподобие американского Ку-Клукс-Клана, а Ивана Грозного, человека с сильной волей, слабохарактерным и безвольным, чем-то вроде Гамлета". Фильму были адресованы следующие упреки: отсутствие народа в развитии сюжета; слишком большое значение, уделяемое придворным интригам; формализм. Вторая серия вышла на экраны России и всего мира лишь в 1958 году.
В картине снялись звезды отечественного кинематографа середины 40-50-х годов XX века: Николай Черкасов (Иван Грозный), Людмила Целиковская (Анастасия Романовна), Михаил Жаров (Малюта Скуратов), Павел Кадочников (Владимир Старицкий).
По итогам референдума критиков, проведенного английским журналом Sight and Sound в 1962 году, картина признана седьмой в десятке лучших фильмов в истории киноискусства, а в 1978 году "Иван Грозный" был назван восьмой среди ста лучших лент.
Музыку к фильму написал композитор Сергей Прокофьев. Как самостоятельное произведение она была объединена в ораторию для чтеца, хора и оркестра "Иван Грозный" в редакции Левона Атовмьяна, Абрама Стасевича, а позже и Владимира Федосеева.
Фильм был снят в манере Эйзенштейна. Игра актеров приближена к оперному спектаклю, в режиссуре акцент перенесен с монтажа на эмоциональную насыщенность отдельного кадра.
Николай Черкасов и Михаил Жаров
Энциклопедия ньюсмейкеров. 2012.